«Первопроходцы»

26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв. С 1986 по 1992 год на Чернобыльской АЭС побывало около 600 тысяч ликвидаторов. Среди них были военнослужащие, ученые и жители тогда еще Красногорского района.

… Они убывали в командировку из 15-го ЦНИИИ имени Д.М. Карбышева первыми. В начале мая 1986 года. В атмосфере повышенной секретности от своих коллег и полном отсутствии конкретных данных: где и чем будут заниматься. Они – это научные сотрудники института А.А. Панченко, И.В. Ахременко, Ю.В. Ильин, П.И. Шестаев, В.Ф. Фахриев, А.В. Виноградов и А.А. Носач. Специалисты различного профиля – механики, взрывники, фортификаторы и, кроме того, занимавшиеся вопросами биологической защиты экипажей инженерных машин, знакомые с приемами и способами ликвидации аварий и катастроф на народнохозяйственных и специальных объектах. А имя П.И. Шестаева, за уникальную работу по демонтажу заводской трубы высотой 150 метров внутри работающего производственного комплекса направленным взрывом (г. Уфа, 1991 г.), занесено в книгу рекордов Гиннесса.
Для первых пятерых инструктаж на убытие в командировку проводился индивидуально по мере поступления вызова. Для кого-то днем, для кого-то ночью, но время убытия было одно – немедленно. Время и место прибытия – утро следующего дня, город Киев.
Панченко, Ахременко и Фахриев убывали в Киев поездом. Виноградов и Носач были командированы в Москву. Ильин и Шестаев из Нахабина уезжали на автомобиле в ночь на 9 мая. Им надо было на одной из баз получить тросометы, перевести их на аэродром, а оттуда в войсковую часть в 30-километровой зоне ЧАЭС.
В 20.00 9 мая имущество было на месте. Все это было сделано за сутки праздничного дня.
Об их прибытии на место назначения стало известно маршалу С.Х. Аганову. От его имени поставлена задача: «К 6.00 10 мая подготовить один комплект тросомета к работе». Ночью при свете фар автомобилей на зараженной местности проводилась расконсервация тросометов и обучение расчетов для работы с ними. В полевых условиях была проведена модернизация одного тросомета для увеличения его заявленных технических характеристик. С его помощью планировалось подавать аппаратуру для измерения параметров радиоактивных выбросов из разрушенного энергоблока.
Дорабатывали крановое и другое спецоборудование инженерных машин, непосредственно в зоне отчуждения проводили работы по увеличению радиационной защиты кабин инженерных машин, спасая тем самым механиков-водителей от переоблучения.
Для этой группы командировка заканчивалась через две-три недели по состоянию здоровья.
Виноградов и Носач в сотрудничестве с учеными московских НИИ вели разработку высокозащищенной техники для первоочередных задач по ликвидации последствий катастрофы в очаге радиоактивного заражения. Был возведен ангар, в котором проводились работы по модернизации серийных инженерных машин разграждения – ИМР-2. Основная задача – поднять их защиту, как минимум, на порядок, сохранив функционал.
В итоге напряженной работы защиту ИМР-2 удалось увеличить до 1000 крат. Через 21 день первая машина прошла испытания у четвертого энергоблока. Уровни радиации за ее бортом доходили до 2000 Р/час, но за два часа работы экипаж получил дозу значительно меньшую дневной нормы. При участии этих специалистов биологической защитой было оборудовано более 15 образцов техники и несколько автономных защитных кабин.

Не выезжая на Чернобыльскую АЭС, А.В. Виноградов и А.А. Носач все же получили свою дозу радиации внутри МКАД. В последующие годы, каждый из «первопроходцев» еще неоднократно работал в зоне катастрофы на ЧАЭС.
Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск Минобороны России, как сейчас называется 15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева продолжает работы по созданию высокозащищенных образцов инженерной техники и готовится в 2019 году встретить свой 100-летний юбилей.
Е.ШЕВЧЕНКО.

Источник:
inkrasnogorsk.ru/novosti/obshchestvo/pervoprohodcy-iz-nahabina
22:15
337
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.